Как стать ИТ-профи в энергетике

25.05.2020

Вопрос работы – вечная проблема студентов. Чтобы устроиться в хорошую кампанию, необходим опыт, а где его взять, пока не устроился? Но решение есть – стажировка! «Чем она полезна?» – спросите вы. Отвечаем: тут каждая сторона получает пользу. Студент – первые практические навыки и шанс проверить себя в «боевых условиях» выбранной профессии. Компания – возможность привлечь молодых специалистов.

В нашей компании стажеры не только работают над задачами из практики реальных проектов, но и могут реализовать свои идеи в СИГМА.Лаборатории под руководством ведущих экспертов СИГМЫ. О СИГМА.Лаборатории и ее проектах рассказывает Александр Ерошкин, руководитель направления департамента прикладных решений компании СИГМА.

 1. Как появилась идея создания СИГМА.Лаборатории?

Идея возникла 3-4 года назад, а в конце 2018 года технический директор нашей компании Олег Бунин защитил концепцию СИГМА.Лаборатории перед руководством, и работа началась. К работе Лаборатории присоединились руководители отделов Дмитрий Бандурин, Павел Самейко и Станислав Духно, разработчики и инженеры Александр Малышев, Константин Замулин, Ярослав Тихонов, Вадим Болохов, Олег Пацей, Евгения Пещерова, Елена Бекурина, и список экспертов постоянно расширяется.

Одно из направлений деятельности Лаборатории – работа с профильными вузами. Например, ЛЭТИ – старейший электротехнический вуз России. В этом учебном году на факультете компьютерных технологий и информатики у третьего курса в программе появился спецкурс СИГМЫ «Управление ИТ проектами», его веду я. Курс состоит из лекций и практики: курсовые работы, индивидуальные и групповые задания. Такой формат позволяет нам лучше познакомиться со студентами и дополнить их знания тем, что с точки зрения ИТ востребовано сегодня в энергетике. Стажеры-практиканты, которые пришли в Сигму из моей группы – очень толковые ребята. 


2. У СИГМА.Лаборатории есть конкуренты – аналогичные проекты других компаний. Чем она интереснее для студентов?

Создавая Лабораторию, мы собирали и изучали лучшие практики других ИТ-компаний, у которых уже был опыт системной работы с вузами. Но при этом не забывали и о нашей специфике: фокусировке на энергетике и ЖКХ. Молодые специалисты могут в нашей лаборатории накапливать опыт в областях, которые всегда будут востребованы.

Кроме того, в СИГМЕ есть ряд внутренних ИТ-задач, решение которых помогает стажерам понять роль ИТ в работе крупных компаний. Например, наша ИТ-инфраструктура рассчитана на то, чтобы поддерживать единую информационную среду для всех подразделений компании в разных регионах, обеспечивать постоянную доступность внешней и внутренней техподдержки. С такими задачами сталкивается любой ИТ-специалист, и наши стажеры уже набирают этот опыт. 


3. Повлиял ли на работу СИГМА.Лаборатории коронавирус?

Планы пришлось скорректировать: Лаборатория, как и вся компания, перешла в режим удаленной работы. В этом режиме продолжаются два внутренних проекта, идет работа со стажерами-студентами на базе ЛЭТИ. Готовимся к возобновлению стажировок студентов СПбГУ и СПбПУ им. Петра Великого – соглашения о сотрудничестве с этими вузами были подписаны в текущем учебном году. В частности, ребята смогут участвовать в проекте СИГМА.ШИНА, которым руководит технический директор нашей компании Олег Бунин. Проект поможет унифицировать интерфейсы взаимодействия различных информационных систем, которые наша компания использует в повседневной работе. Подобная задача остро стоит перед всеми крупными компаниями, которые используют множество различных систем.


4. Как в условиях карантина организовано обучение и контроль работы студентов?

Лекции в ЛЭТИ, о которых я рассказывал ранее, продолжаются в удаленном формате. Но и до карантина мы работали со студентами удаленно. В нашем подразделении 1С есть программа дистанционной подготовки молодых специалистов к работе в СИГМЕ. Она рассчитана на 6 месяцев. Студент получает план обучения, литературу, задания и доступ к учебной программной конфигурации. Он выполняет задания и отправляет их экспертам, они дают обратную связь, затем руководитель подразделения просматривает полученные материалы, дает поправки/замечания и предлагает следующую задачу. Сейчас эту программу проходят несколько студентов 3-го курса, очень активно присылают результаты. Как только стажер показывает определенный уровень навыков, мы готовы предложить ему должность младшего специалиста, то есть уже не стажировку, а работу. Доступ к программе может получить любой студент, а дальше главное – самоорганизация и мотивация.

Кстати, недавно я получил обратную связь от руководителя одного из наших производственных подразделений: одного из стажеров они уже готовы взять в штат. Это большое достижение: студент третьего курса показал высокий уровень знаний и всего за месяц уже отлично себя зарекомендовал.

 5. То есть, теперь студентам можно вообще не думать об офисе и сразу готовиться к работе в удаленном формате?

Не совсем так. По опыту, на первом этапе для погружения в рабочие задачи, особенно в большом проекте, лучше работать и общаться с коллегами в очном формате. Может потребоваться оперативный допуск к специальны системам, базам данных. который сложнее организовать удаленно. Офисный формат имеет свои плюсы.

6. Расскажите подробнее о проектах, которые продолжаются сейчас в удаленном формате?

Сейчас в Лаборатории идут два основных проекта для внутренних задач компании: Sigma Skills позволит автоматизировать работу HR-подразделения, помочь при отборе кандидатов в компанию, зафиксировать рост профессиональных навыков сотрудников компании. Система E-tools облегчит работу подразделений сопровождения, позволив в автоматическом режиме решать значительную часть задач поддержки. Еще об одном проекте – Time for Study – расскажу подробнее. Он появился по инициативе студентов. Это очень важно, так как одна из целей СИГМА.Лаборатории – находить интересные идеи студентов и помогать им реализоваться. 

На одной из лекций в ЛЭТИ я предложил студентам разработать программный продукт по любой теме, которая им интересна. Главное – использовать в процессе разработки языки программирования и базы данных, с которыми мы работаем в СИГМЕ. Такой проект позволил бы решить сразу две задачи: «прокачать» навыки работы в группе и глубже изучить те инструменты, которые актуальны для нашей компании и наших проектов. 

Студенты разделились на две группы. И одна группа, которая ведет проект Time for Study, придумала продукт – электронное расписание для вузов/студентов с личным кабинетом, где есть все для планирования и прохождения обучения. Фактически, это серверное приложение, которое можно использовать и для планирования бизнес-задач. 

Ребята работают очень активно, уже завершают прототип – 1 версию приложения. Кроме того, сама команда тоже «состоялась»: студенты работают в рамках проекта по тем же принципам, которые приняты в наших подразделениях разработки. Придя работать в СИГМУ, ребята окажутся в уже знакомой рабочей среде, а это очень важно: этап адаптации – один из самых сложных для новичков.

7. Если у меня не ИТ-специальность, но давно хотелось узнать, как работает большая ИТ-компания?

Можно попасть на оплачиваемую стажировку в Департамент корпоративных коммуникаций или HR-департамент. Для этого нужно пройти собеседование и иметь достаточно времени: стажировка длится 3 месяца в режиме полной рабочей недели. 

На производственную практику мы берем студентов вузов, с которыми подписаны соглашения (ЛЭТИ, СПбГУ, Политех), студенты других вузов могут проходить у нас стажировку. В первую очередь, идем в вузы, которые готовят программистов и разработчиков. Но сейчас расширяем сотрудничество и с вузами экономической тематики – студенты старших курсов, знающие основы экономики и бухучета, аналитику, могут проявить себя в качестве бизнес-аналитиков, у нас есть в них потребность. 

Возврат к списку

Мы используем файлы cookies, чтобы улучшить работу сайта. Продолжая работать с нашим сайтом, вы даёте на это своё согласие.

подробнее..