Импортозамещение на рынке ПО

26.03.2021 С 1 января российская ИТ-отрасль вошла в «налоговый маневр», анонсированный в конце июля 2020 года президентом Владимиром Путиным. Он предусматривал снижение налога на прибыль с 20% до 3% и, по сути, заменил собой все региональные льготы для местных программистов-разработчиков. Предложение оказалось очень актуальным и активно обсуждалось на протяжении месяцев, в том числе и на Третьем Новосибирском налоговом форуме. И все же опубликованное в феврале решение министерства цифрового развития по поводу того, какого разработчика считать «своим», вызвала очень много вопросов. Читайте на эту тему экспертное интервью технического директора СИГМЫ Олег Бунина изданию «Континент Сибирь».

- В каком сейчас состоянии находится импортозамещение в сфере ПО? Какие направления требуется "национализировать" и какие потребители должны отказаться от иностранных продуктов?

Сейчас импортозамещение активно набирает обороты: расширяется технологический спектр разрабатываемых продуктов, усиливается поддержка государства. Заказчики более четко формируют требования к отечественным ИТ-решениям и ожидания от их внедрения. Все это положительно влияет на качество и количество российских продуктов: в конце 2020 года их число в Реестре российского ПО перешагнуло отметку 7000 единиц.

Поэтому многие компании постепенно отказываются от использования иностранных продуктов. В первую очередь в направлениях, связанных с обеспечением безопасности. Например, СИГМА специализируется на автоматизации энергетики и ЖКХ, где ежедневно происходит обмен данными в масштабах всей страны. В частности, в сегменте энергосбыта безопасность абонентских данных очень важна. Поэтому уже несколько лет мы активно развиваем собственный портфель решений, которые полностью учитывают отраслевые особенности, а также не зависят от курса валют и политической ситуации на международной арене. Сегодня в нем уже более 20 продуктов. Все активно используются в крупнейших энергетических компаниях России, а 9 решений входят в Реестр российского ПО.

- Какое направление "русификации" программных продуктов вы бы назвали флагманом процесса?

Во многих отраслях главный приоритет — бесперебойная работа компании и снижение рисков в условиях санкций. В первую очередь это ERP, а также решения для автоматизации управления технологическим оборудованием (КИП, АСУ ТП, ТОРО). С пандемией и переходом значительной части бизнеса в онлайн, набирают популярность отечественные продукты для дистанционного обслуживания клиентов. Например, одно из наших решений в Реестре российского ПО СИГМА.CRM позволяет объединить все источники взаимодействия с потребителем в общем информационном поле.

- Можно ли считать отечественным ПО, созданное в России на фундаменте свободно распространяемых "заготовок"?

Нет ничего плохого в том, чтобы использовать лучшие технологические и отраслевые практики в производстве новых российских ИТ-решений. Вопрос в том, чтобы правильно адаптировать их к отраслевой специфике (например, если речь идет об энергетике) и обеспечить соответствие законодательным требованиям в области защиты информации, особенно – конфиденциальной. Тогда появляется продукт, который не только получает признание на отечественном рынке, но и может быть, благодаря своей технологической зрелости и гибкости, востребован в других странах. Особенно с учетом новой стратегии развития, которая предполагает, что к 2036 году доля ИТ-отрасли в ВВП вырастет с нынешних 0,9% до 4%.

- Чего, на ваш взгляд, больше всего не хватает в действующих сегодня нормах и правилах в данной отрасли?

На мой взгляд, одна из основных проблем импортозамещения – обеспечение совместимости устанавливаемого ПО с другим, уже использующимся в организации. Комплексно заменить весь ИТ-ландшафт в сжатые сроки практически нереально, а изолированные продукты применять в современном бизнесе, где требуется связанность и динамичность процессов, сложно. Здесь важную роль еще играет время: его прошло слишком мало. Иностранные компании разрабатывали свои продукты десятилетиями, столько же выстраивали коммуникацию и партнерские отношения внутри рынка. Для успеха российской программы импортозамещения необходимо формировать национальную экосистему на государственном уровне и выстраивать долгосрочные горизонтальные связи между вендорами.


Полный материал доступен по ссылке

Возврат к списку

Мы используем файлы cookies, чтобы улучшить работу сайта. Продолжая работать с нашим сайтом, вы даёте на это своё согласие.

подробнее..