ИТ-аутсорсинг сегодня

31.03.2021

Олег Бунин, технический директор СИГМЫ, рассказал изданию "ИТ-менеджер" о том, как эффективно выстроить баланс между инсорсингом и аутсорсингом, найти постоянного партнера и выстроить многолетние прочные отношения.

Оле Бунин - цитата.png

1) Какие тенденции в ИТ-аутсорсинге и инсорсинге сегодня наблюдаются в мире и в России?

Мелкий бизнес по максимуму передает ИТ на аутсорсинг, чтобы сконцентрироваться на основном бизнесе. Средний бизнес все чаще переходит на гибридную модель – обслуживание систем выполняет силами внутреннего ИТ-подразделения, развитие и внедрения новых решений отдает на аутсорс. Крупный бизнес в России и в мире все чаще начинает использовать инсорсинг: на базе собственных ИТ-подразделений создаются центры компетенций по цифровизации ключевых бизнес-процессов, которые, в свою очередь, могут привлекать и внешних подрядчиков.

Перевод с аутсорсинга на инсорсинг-модель дается непросто: по сути, это попытка создать нового игрока на высококонкурентном рынке ИТ-услуг. Владельцы основного бизнеса не всегда понимают специфику ИТ-бизнеса, поэтому не всегда переход на инсорсинг приводит к повышению эффективности.

Более того: создание такой инсорсинговой компании иногда наносит вред ИТ-рынку. ИТ-сфера сейчас испытывает огромный кадровый голод: более 200 тыс. че­ловек в год. В ус­ло­виях циф­ро­вой эко­номи­ки эта циф­ра вы­рас­тет к 2024 г. на чет­верть - до 300 тыс. И, если, например, крупный банк решит быстро создать дочернюю ИТ-компанию для собственной цифровой трансформации, он будет перекупать ИТ-специалистов у других ИТ-компаний. Гонка зарплат и соцпакетов усиливает риски убыточности уже ведущихся долгосрочных проектов и увеличивает стоимость новых. Более того: лишившись ключевых сотрудников, ИТ-компании могут вообще не выполнить свои обязательства.

2) Как повлияла пандемия на аутсорсинг и инсорсинг? Какие направления усилились, а какие отошли на задний план?

Инсорсинг проходил проверку на прочность. В ситуации с аутсорсингом всегда есть возможность кратковременно сократить ИТ-затраты на развитие для поддержания основного бизнеса. В варианте инсорсинга сокращение ИТ-затрат со стороны материнской компании более болезненное. Вторым фактором давления на инсорсинг является сокращение внешних заказов – как правило, у таких компаний их немного.

3) Нередко можно слышать, что в эпоху бурной цифровизации классические формы ИТ-аутсорсинга уже неэффективны и, по сути, тормозят развитие предприятий. Согласны ли вы с этим, и как решить эту проблему?

Для обеспечения рывка за счет цифровизации необходима ИТ-компания с глубокой отраслевой компетенцией и знанием лучших практик. Если ИТ-подрядчик не погружается в бизнес-процессы и не дает предложений по их оптимизации, а предприятие не знает лучших практик в области ИТ, такие отношения неминуемо приводят к торможению в развитии.

Стимулом к переходу на инсорсинг чаще всего служит не стремление диверсифицировать бизнес или защитить цифровые инновации от конкурентов, а негативный опыт ИТ-аутсорсинга. Причем негативный опыт иногда бывает из-за неготовности следовать рекомендациям, как в анекдоте:

- Вы – специалист, вот Вам деньги, скажите, как нужно сделать правильно?

- Вот так будет правильно.

- Я не согласен.

4) Какое место сегодня должно отводиться ИТ-аутсорсингу и инсорсингу в стратегии цифровой трансформации предприятия?

В большинстве отраслей, включая ЖКХ и энергетику, я считаю инсорсинг избыточным: во-первых, как уже говорил выше, это не слишком полезное явление для развития рынка первых, во-вторых - в России есть ИТ-компании с достаточной отраслевой экспертизой и ресурсами, в том числе – с каталогами собственных решений для автоматизации отдельных отраслей. Например, компания СИГМА имеет большой каталог решений для сектора энергетики и ЖКХ, и это позволяет нам помогать нашим заказчикам сделать рывок в цифровой трансформации.

5) Продолжается генеральная линия государства на импортозамещение в ИТ. Но до сих пор хорошие отечественные продукты найти непросто. Как здесь мог бы помочь ИТ-аутсорсинг?

Если хороший продукт не удается найти, можно его создать. Но если предприятие планирует сделать это своими силами, в большинстве случаев такие проекты обречены на неудачу. Созданный продукт сталкивается с классическими проблемами кастомных продуктов: его дорого сопровождать, долго и дорого развивать.

Более правильный путь – найти ИТ-партнера по созданию такого продукта. В этом случае компания получает доступ к более широкому спектру лучших практик, которые позволяют создать более качественное и рыночно ориентированное решение. Учитывая при создании продукта (в том числе импортозамещающего) не только свои нужды, но и рыночные потребности, заказчик получает тиражируемое решение, с более низкой стоимостью сопровождения и дополнительным функционалом, на продаже которого может дополнительно зарабатывать. Именно так появилось большинство хороших отечественных ИТ-продуктов, которые не только не уступают зарубежным, но и по ряду характеристик их превосходят.

6) Есть ли какие-то особые требования к ИТ-аутсорсингу и особые направления инсорсинга в зависимости от отрасли, в которой работает заказчик?

Как и сказал ранее, главное требование – наличие у ИТ-компаний отраслевой экспертизы. Здесь преимуществом, безусловно, является опыт реализации долгосрочных проектов, особенно когда они делаются для ключевых игроков той или иной отрасли.

7) Как сегодня предприятию найти "своего" аутсорсера, с которым затем можно сотрудничать не один год и даже не одно десятилетие?

Все просто – сначала необходимо изменить подход: для долгосрочных отношений необходимо дать знать, что эти отношения долгосрочные. Этому способствует как минимум наличие стратегии развития ИТ или стратегии цифровизации. Кроме того, необходима определенная прозрачность с обеих сторон, поэтому важно быть делиться с аутсорсером информацией и не оставлять без внимания его предложения. Регулярный диалог, обсуждение проблем и планов по развитию бизнеса заказчика способствует укреплению отношений и развитию компетенции аутсорсера.

8) В целом ИТ-аутсорсинг: насколько быстро восстанавливается после пандемии? Что положительно влияет на процессы восстановления?

ИТ-компании быстрее адаптируются к изменениям, так как в ИТ все быстро меняется и нужно быть мобильным. Тот же переход на удаленную работу меньше повлиял на ИТ, чем на другие отрасли. По данным Statista, в 2020 году объем рынка ИТ-услуг составил $992 млрд, а к 2021 г. вырастет до $1,033 трлн. Но снижение инвестиций в ИТ не могло не отразиться на аутсорсинговых компаниях. Больше всего это проявилось у подрядчиков в наиболее пострадавших от пандемии отраслях – например, транспорте или ретейле. Кадровый голод на рынке ИТ-специалистов, их высокий потенциал мобильности привел к миграции ключевых специалистов из пострадавших ИТ-компаний в ИТ-компании, имеющих диверсифицированный каталог клиентов по отраслевому признаку, долгосрочные контракты или контракты с компаниями с государственным участием или государством.

Нет худа без добра. Пандемия продемонстрировала, что компании с развитыми цифровыми сервисами и развитой ИТ-инфраструктурой пострадали меньше, и это стимулирует спрос на технологии в целом: в 2020 году cредний уровень цифровизации российских компаний по всем отраслям составил 54%.Удаленная работа поспособствовала увеличению емкости ИТ-рынка B2C услуг: больше людей стали пользоваться цифровыми сервисами, а многие ИТ-компании начали их разрабатывать и предоставлять. Вместе с возобновлением инвестиций в ИТ, в том числе для задач импортозамещения, это дает хорошую почву для быстрого восстановления ИТ-рынка.

Ссылка на материал

Возврат к списку

Мы используем файлы cookies, чтобы улучшить работу сайта. Продолжая работать с нашим сайтом, вы даёте на это своё согласие.

подробнее..