Среди ключевых особенностей информационного обмена, сложившегося на данный момент на рынке электроэнергетики между сетевыми и сбытовыми компаниями, можно выделить следующие:
-
Большой объем передаваемой информации.
-
Значительное количество различных взаимодействующих информационных систем.
-
Несогласованность семантики данных информационных систем, форматов сообщений и механизмов передачи данных.
-
Отсутствие согласованных справочников.
Именно здесь могут дать значительный эффект современные ИТ-решения. В 2018 году наша компания начала реализацию крупного регионального проекта по переходу к единой системе информационного обмена. Его участниками стали энергосетевая организация и энергосбытовая компания, а также компания-оператор данных, отвечающая за сбор и учет электроэнергии. Основой единого информационного пространства между участниками проекта стало решение «СИГМА.СИО» (Система информационного обмена).
Цели и задачи создания системы «СИО»
Исторически сложившийся процесс обмена информацией между сетевой организацией и сбытовой компанией осложнен, как минимум, двумя факторами:
-
построение по принципу «точка-точка» не дает возможности оперативно вносить изменения;
-
сложно агрегировать данные из разных информационных систем (например, из нескольких биллинговых).
Из-за этого между участниками обмена возникают разногласия, требуются дополнительные сверки. На это уходит дополнительное время и ресурсы. Чтобы этого избежать, нужно устранить причины разногласий по объемам полезного отпуска и компенсации потерь:
-
Обмениваться исходными данными для определения полезного отпуска и компенсации потерь.
-
Формировать показатели полезного отпуска и балансов в границах сетевых организаций, с возможностью детализации до первичных данных.
Кроме того, важно определять, где именно происходят потери. Для этого компаниям необходимо оперативно обмениваться следующими данными:
-
информацией, необходимой для построения балансов по элементам сетевой инфраструктуры сетевой организации;
-
информацией о результатах контрольных обходов.
Конечно, столь масштабную задачу обмена информацией невозможно было начать решать, не имея логической базы знаний. В основу такой базы знаний, одновременно являющейся логическим ядром данных системы, была положена специально разработанная для данного проекта семантическая модель.